"Мальчики и девочки: развенчиваем стереотипы"
Первый крик ребенка.... И первый радостно-тревожный вопрос мамы: «Кто у меня, мальчик или девочка?». Мы понимаем, что от того будет наш малыш мальчиком или девочкой зависит как сложится его, да и наша жизнь.
И так, вот они перед нами: мальчики и девочки. Восприятие всего происходящего у них различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают высокого уровня, уже на первом году жизни это проявляется в игре. Девочки в 1 - 1,5 года качают в руках куклу, а мальчики ползают по полу с машинкой и громко «гудит». А рисунки! Девочки 5 лет заполняют альбомы бесконечными «принцессами», а мальчики - машинами и сражениями, и никогда наоборот.
И значит, что у них по-разному организованны психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.
Мальчики:
- Начинают ходить на 2-3 месяца позже.
- Начинают говорить на 4-6 месяцев позже.
- Более подвижны.
- Трудновоспитуемы.
- До 8 лет острота слуха выше, игры опираются на дальнее зрение.
- При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону - если не знает, или перед собой - если знает
- Вопросы задаются конкретно для получения информации.
- Можно не до объяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний.
- Лучше решают задачи.
- Лучше отгадывают кроссворды.
- Более возбудимы.
- Более раздражительны.
- Более нетерпимы.
- Используют все пространство.
- Мышление обобщенное, абстрактное.
- Манипулируют с геометрическими формами.
- Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции).
- Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой.
- Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор.
- У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.
- У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
- Физически сильнее.
- Ориентируются на дальнее зрение.
- Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 - 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
- Смелее.
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
- Легкие мальчиков по величине больше.
- Крови на пол литра больше, чем у девочек
- Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.
- Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.
- Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
- Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.
- Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
- Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные.
- Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.
Девочки:
- Рождаются более зрелыми на 3-4 недели.
- Чувствительны к шуму.
- Больше развита чувствительность кожи.
- Опираются на ближнее зрение.
- Раскладывают игрушки возле себя.
- Смотрит при ответе на вопрос в глаза.
- Вопросы задаются для установления контактов.
- Все надо объяснять конкретно.
- Лучше развиты беглость речи и скорость чтения.
- Мозг готов к ответу на любую неприятность.
- Играют в ограниченном пространстве.
- Мышление детальное, конкретное.
- Манипулируют с цифрами и формулами.
- Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие).
- Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения.
- Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
- Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления.
- Девочки дышат грудью.
- Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
- Физически слабее.
- Организм лучше сопротивляется болезням.
- Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
- Быстрее утомляются.
- Менее подвижны. Более усидчивы.
- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
- Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.
- Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.
- Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.
- Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.
- Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.
- Активно отвечают на повторный информативный призыв.
- В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.
Вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этим поступком. Если в семье уже растет дочка, и родился сын, все придется начинать в воспитании с нуля, а опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать.
Воспитывать, обучать и даже любить мальчика и девочку надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Литература:
1. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по - разному, любить по - разному. Самара. Учебная литература,2005.
2. Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.
Подготовила: педагог-психологЛаптева Ж. В.