Нытики, капризули, зануды.

17.03.2022

НЫТИКИ, КАПРИЗУЛИ И ЗАНУДЫ.

Нытики, капризули и зануды доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей «трудными». Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их «трудности» не сразу бросаются в глаза, а иногда и вообще не воспринимаются как трудность. Скорее всего это происходит потому, что в группе всегда есть кто-то мешающий спокойному течению ее жизни гораздо в большей степени. Но и симпатии ко всяким нытикам педагоги, естественно, не испытывают, другие дети - тоже, и ребенок оказывается изолированным в группе, что еще больше ухудшает его характер. Почему они такие? Точнее сказать, почему они нам так не нравятся? Какие они, эти нытики и капризули, и почему становятся такими?

Причинами появления у ребенка таких черт могут быть его характер, тип нервной системы, поведение окружающих взрослых. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать личностные и возрастные особенности ребенка - все это сказывается на социальном развитии малыша.

КАПРИЗНОСТЬ порождается в общем теми же особенностями семейного воспитания, что и упрямство, но свойственно детям другого типа: более слабым, завистливым от взрослых, неуверенным в себе, неумелым, нуждающимся в сильном и постоянном контакте с матерью, в ее непрерывном внимании. Обычно это изнеженные дети, беспомощные, которые не овладели необходимыми умениями и не могут достичь цели другими способами, кроме капризов и нытья. Нередко это физически и неврологически слабые, часто болеющие, быстро утомляющиеся дети, иногда к ним относятся и те, кого родители, без достаточных на то оснований, считают «слабенькими», беспомощными, и такая роль закрепляется за ребенком в семье.

Временами все дети капризничают - в период болезни, при резком нарушении привычного образа жизни (например, при поступлении в ясли, детский сад, помещении в санаторий), в случаях психического и физического переутомления, перегрузок. Но с нормализацией обстановки капризы, как правило, исчезают. Если же они становятся постоянными, превращаясь в привычную форму поведения, - это сигнал неблагополучия.

Капризный ребенок почти постоянно находится в особом состоянии - готовности к капризу. Если для упрямца главное - не уступить взрослому, переспорить, настоять на своем: когда взрослый согласится, махнет на него рукой, упрямец будет только рад. Капризный же ребенок - наоборот. Он добивается максимального внимания к себе, старается подольше препираться по любому поводу, поэтому, отказываясь от чего-то, почти никогда не предлагает собственного варианта. Излюбленный ответ капризного ребенка на любое предложение - «не хочу!».

Обычно таким поведением дети стремятся восполнить недостаток содержательного общения с родителями. Да, о ребенке очень заботятся, исполняют каждое его желание, предлагают новые игрушки, лакомства, нарядную одежду, украшения... Но с ним мало разговаривают на темы, не касающиеся этих «вещественных» проявлений любви, не интересуются его чувствами, переживаниями, внутренним миром. Ему редко и невразумительно отвечают на бесчисленные детские вопросы - и вопросы возникают все реже. С ним почти не беседуют о других людях (или персонажах книг, мультфильмов), не привлекают его внимания к окружающему социальному миру. Родителям кажется, что с маленьким ребенком не о чем говорить. Они видят в нем только объект заботы. А ребенок не может овладеть новыми, позитивными способами общения, не представляет себе, как сделать что-то самостоятельно, зато отлично знает, что плаксивым голосом можно выпросить все что угодно, достичь цели, вынудив уступчивых родителей пойти навстречу его желанию.

Если ребенок растет в атмосфере потакания всем его капризам, никогда не встречает строгого отказа, у него формируется целый букет неприятных качеств характера. Он безынициативен, не самостоятелен, не умеет прилагать к чему-либо усилия и доводить начатое дело до конца. Даже резкая смена поведения родителей тут не помогает: наоборот, ребенок обижается, не понимает, в чем дело, и капризничает еще больше.

Не владея никакими способами самостоятельного достижения цели, часто вообще не имея этих целей («сам не знает, чего хочет»), он ждет, что все будет предоставлено ему взрослыми. А взрослые, особенно мамы и бабушки капризных детей, суетятся вокруг ребенка и предлагают ему на выбор не один, а много различных вариантов: «Покушай суп, а хочешь - съешь пирожок, шоколад, мороженое»; «пойдем гулять, а если не хочешь, в куколки поиграем или я тебе телевизор включу». При этом они ставят ребенка в ситуацию множественного выбора, который для него непосилен. Гораздо лучше получается, если вариант поведения только один. Кстати, именно поэтому в условиях детского сада волшебным образом исчезает большая часть капризов: все делают одно и то же, едят одно и то же, вместе занимаются, гуляют - и возможности покапризничать попросту нет. Кроме того, в саду многие дети вообще впервые узнают, что существует, оказывается, решительное взрослое «нет». Ребенок, хоть и с опозданием, открывает для себя, что есть «нельзя», есть «надо» и что отказ от чего-то вовсе не означает, что ему тут же предложат что-нибудь взамен.

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Нужно разнообразить их опыт общения с детьми и взрослыми, включать их в общее дело. Капризному ребенку часто бывает скучно - он не умеет себя занять. Но когда есть возможность делать что-то интересное, он забывает о капризах. Крайне важно, чтобы в занятие были включены другие люди: взрослые, дети, знакомые, соседи.

Родителям следует всемерно поощрять самостоятельность ребенка дома, давать ему что-то делать самому, например, постирать кукольное платье или свои носочки, расставить книжки на полке; убрать игрушки в ящик или построить гараж и поставить туда все машины. При этом обязательно надо незаметно помогать ребенку, не давать угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, громко радоваться вместе с ним достигнутым результатам. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо пользоваться и всячески поддерживать у ребенка убеждение, что ему страшно повезло, раз ему разрешили поставить на стол тарелки (даже если одна и упала на пол), полить цветы, покормить рыбок, помыть пол...

Родителям капризных детей следует преодолеть привычку все делать за ребенка.

Почти одновременно с этим исчезает и нытье: бесконечное приставание к взрослым, в котором выражается желание пообщаться с ними. При достаточной занятости ребенка, его участии в различных видах деятельности в детском саду он автоматически оказывается включенным в процесс общения с детьми. Чаще всего ему этого хватает.

НЫТЬЕ - показатель недостаточности общения ребенка с близким человеком и одновременно - его неуверенности в себе, в том, что он ценен, интересен взрослым, а главное - любим ими. Неуверенность в себе необходимо развеять, но сделать это могут только сами родители. Надо чаще ласкать ребенка, радоваться ему, подталкивать его к самостоятельности и хвалить за эти, пусть пока малоуспешные, но самостоятельные действия. Важно увлечь ребенка чем-то, что ему будет интересно, а для этого надо самому получше узнать своего сына или дочку. Это полезно для обеих сторон и, безусловно, будет способствовать гармонизации отношений в семье.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать